Дальний Восток, став краем новой индустриализации, вернул ценность таким явлениям производственной жизни, как «трудовые династии», «наставничество». Престиж высококвалифицированных синих воротничков пошел в рост вместе с кривыми на графиках показателей эффективности. Ведь какими бы передовыми не были технологии, главным активом предприятия остаются люди. Про таких говорят – хорошие специалисты, востребованные кадры.
Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае, как и другие градообразующие предприятия, стал местом работы для многих жителей Большого Камня. «Хорошие» специалисты росли прямо в их семьях – проникались работой родителей, шли по их стопам, а потом добросовестно трудились, поддерживая честь фамилии.
О том, как это было в его семье, нашему каналу рассказал Дмитрий Котов – инженер I категории в бюро сварки трубопроводов Судостроительного комплекса «Звезда»
ОТЕЦ ДИНАСТИИ
– Для меня вопрос, какую профессию выбрать после окончания школы не стоял вообще – мой отец, Котов Александр Семёнович, с 1965 года был начальником отдела главного сварщика на Дальневосточном заводе «Звезда», поэтому атмосфера уважения к людям этой профессии была всегда.
После окончания Ленинградского кораблестроительного института в 1965 году мой отец приехал по распределению на завод «Звезда» и почти сразу возглавил новое структурное подразделение – отдел главного сварщика.
На плечи отца и возглавляемого им молодого коллектива легла вся сложность создания базы для выполнения высокотехнологичных сварочных работ. Специфика производства подразумевала высокое качество сварки и наплавки любых сталей и сплавов. Обучать и аттестовывать сварщиков, обслуживать газосварочное и газорезательное оборудование, внедрять новое оборудование и отрабатывать технологические процессы сварки – им пришлось научиться делать это и многое другое.
Интересно, что сегодня на ССК «Звезда» мы решаем те же вопросы и задачи. Сейчас, уже после смерти отца, понимаю, что на протяжении всех лет он направлял в нужное русло и готовил из нас грамотных и настоящих специалистов сварочного производства.
ПО СТОПАМ ОТЦА
По стопам отца пошёл и мой старший брат, Котов Владимир Александрович, который в то время уже заканчивал ДВПИ по специальности «Сварочное производство в кораблестроении». Сейчас он заместитель главного сварщика на ДВЗ «Звезда». Его жена, Котова Светлана Николаевна, работает в этом подразделении ведущим инженером по сварке. Они познакомились в студенческие годы. Их сын – офицер ВМФ России, служит на Камчатке. Он воплотил юношескую мечту моего отца, который хотел стать морским офицером.
МОЙ ПУТЬ В ПРОФЕССИИ
В 1993 году я окончил ДВГТУ и начал работать инженером-технологом по сварке в трубомедницком цехе на ДВЗ «Звезда». После службы в армии вернулся на завод и проработал в качестве мастера сварочного участка трубомедницкого цеха до 2000 года. В этом же году возглавил объединённый сварочный участок судокорпусного цеха.
В мои обязанности входила организация сварочных работ при ремонте атомных подводных лодок и строительстве судов гражданского назначения.
В 2010 году стал ведущим инженером по сварке на строительстве блока корпусных производств, окрасочных камер и тяжелого стапеля ССК «Звезда» практически с первого фундамента. С 2017 года работаю в качестве инженера по сварке I категории в бюро сварки трубопроводов. Сегодня моя основная задача – технологическая подготовка сварочного производства и контроль за соблюдением технологической дисциплины трубопроводного цеха.
МЫСЛИ
Вся моя трудовая деятельность проходит как бы этапами: трубы, корпус судна, строительные конструкции и снова трубы. Наверное, это не случайно: прошло время – что-то устарело, появилось новое. А новое – это всегда интересно и требует особого внимания, новое – это движение вперед.
Сейчас «Звезда» строит новый трубопроводный цех с роботизированной линией для сварки трубопроводов, аналогов которому в России нет. Это очень амбициозный проект. Реализовать в нем свой профессиональный потенциал – в моем случае естественное стремление. Конечно, в череде повседневных рабочих задач нет времени на переживание пафосных чувств от причастности к большому проекту. Но, думаю, в момент спуска первого судна все мы испытаем неподдельную гордость. Это примерно, как на кухне, когда что-то долго и скрупулезно готовишь, и вот готово, есть уже не хочется, но какое немыслимое получаешь удовольствие, когда твои близкие кушают и нахваливают!
Вот так и со строительством кораблей.
БУДЕМ СТРОИТЬ И ГОРДИТЬСЯ.